Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Политика

Уроки октября пригодятся партиям в марте

Суббота, 31 октября 2009

Уроки октября пригодятся партиям в марте

Качественная и быстрая раскрутка сайта за разумные деньги.

Для вас – бесплатный самоучитель игры на гитаре, пользуйтесь, учитесь, играйте на радость себе и окружающим.

В минувший вторник на встрече с главой Центризбиркома Владимиром Чуровым президент Дмитрий Медведев подвел черту под выборами 11 октября. По его мнению, они прошли не без «шероховатостей», однако «в целом они отражают партийно-политические предпочтения граждан». «Наша избирательная система находится в стадии развития, она достаточно молодая», – отметил президент, добавив, что «всеобщие прямые выборы при тайном голосовании у нас проводятся всего 20 лет».

Очевидно, что партии развиваются синхронно с избирательной системой. И им – также, как и избиркомам – есть смысл учиться выборам. Мы попытались проанализировать, где и как оппозиции удалось составить достойную конкуренцию правящей партии, а также почему это произошло только в отдельных регионах. И что нужно предпринять, чтобы выборы в марте прошли в по-настоящему конкурентной среде.

Как «Единая Россия» выиграла выборы

«Партия вела избирательную компанию без жириновщины, вела социальную избирательную компанию. Наш избиратель, давайте смотреть на вещи трезво, это, прежде всего, кто? Это бюджетник и это пенсионер, в первую очередь. И антикризисная программа, целиком сориентированная на сохранение социального стандарта, дала свой результат», – в описании «победного ноу-хау партии власти» этим комментарием политолога Глеба Павловского можно было бы и ограничиться. Действительно, «Единая Россия» предложила избирателям то, что оказалось ими больше всего востребовано – факт своего прямого и непосредственного участия в реализации антикризисной программы правительства, глава которого, собственно, и является лидером «Единой России».

Однако объяснять победу «ЕР» только отношением населения к усилиям, предпринимаемым федеральными властями для смягчения последствий мирового финансового кризиса, было бы слишком просто. Единороссы переиграли конкурентов и на других фронтах – где, в отличие от антикризисной программы правительства – те могли бы составить им вполне достойную конкуренцию. Если на федеральных каналах спикеры партии активно вели предвыборные дебаты, обсуждая антикризисные меры, то на местном уровне единороссы активно обсуждали именно местные проблемы, получая запрос непосредственно от населения. То есть с одной стороны спикеры «ЕР» подвергали критике, скажем, требование справороссов ввести фактические репрессии для населения за не отданные вовремя кредиты, а на уровне регионов использовали технологию «от двери к двери» – то есть персонифицированного контакта представителей партии с населением.

В этот раз всем партиям был реально предоставлен равный доступ к СМИ, однако представители «ЕР» – единственные, кто смог воспользоваться этим почти на 100 процентов. Единороссы присутствовали на всех многочисленных «Навстречу выборам» на всех каналах, вплоть до поселковых, их представители выступали со страниц всех газет, обязанных по закону публиковать предвыборную агитацию, вплоть до многотиражек.

Более того, единороссы переиграли оппозицию даже на ее совсем традиционном поле – прямой агитации. «Когда идет кампания в Москве – крупнейшем субъекте федерации с населением 10 миллионов человек – и я не вижу листовок в своем почтовом ящике, это странно, мягко говоря, – недоумевает политолог Дмитрий Орлов. – Партии в борьбе за голоса должны задействовать все традиционные и нетрадиционные носители – телевидение, газеты, листовки, плакаты, баннеры, постеры, Интернет-ресурсы. Не надо надеяться, что кто-то обеспечит договорный матч, надо сражаться на поле» – пеняет Орлов неактивной оппозиции.

При этом важно, что на каждом информационном уровне от «Единой России» выступал именно тот человек, который в данном случае уместен и именно с теми проблемами, которые волнуют избирателей. В отличие, например, от ЛДПР, лидер которой Владимир Жириновский агитировал за свою партию даже на кабельных ТВ-каналах, что вызывало у зрителей-избирателей законный вопрос: как лично Владимир Вольфович поможет им решить проблему текущей конкретно в их доме канализации?

«Единая Россия» построила свою компанию принципиально иначе. Если речь шла о муниципалитете, то говорилось не о большой политике, а о том, что в этом конкретном поселке или городе партия намеревается сделать или почему за предыдущие несколько лет ту или иную проблему решить не удалось. Иными словами, в ходе этой избирательной кампании «Единая Россия» в полной мере реализовала свой давний лозунг: «Партия реальных дел», взяла на себя ответственность за «сохранение социального стандарта» и борьбу с экономическими трудностями страны.

Как выигрывали у «Единой России»

Ни депутат Госдумы Олег Шеин, устроивший шоу из своих выборов в астраханские мэры, ни лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который, подобно эстрадным звездам, устроил предвыборный «чес» по стране, на самом деле не являлись главными действующими лицами на выборах 11 октября, абсолютное большинство которых было муниципальными. Основными игроками на этих выборах были региональные отделения партий – что «Единой России», что «Справедливой», что КПРФ или ЛДПР. Именно «регионалы» должны были создать эффективные команды, ходить от двери к двери и убеждать людей голосовать за свою партию, поднимая конкретные местные проблемы и предлагая пути их решения. Там, где оппозиции это удалось, где она смогла мобилизовать свой электорат – там она и победила.

Например, во Ржеве Тверской области, воспользовавшись слабостью и внутренними конфликтами в местном отделении «Единой России», а также высоким антирейтингом городского главы на выборах муниципалитета по партийным спискам победила КПРФ. А в Волжском Волгоградской области главой города стала кандидат от «Справедливой России» Марина Афанасьева, плюс к тому эсэры набрали на выборах депутатов муниципального собрания всего на один голос меньше единороссов. Неплохо коммунисты выступили в Нарьян-Маре Архангельской области: чуть больше 28 процентов на выборах горсовета против почти 40 процентов «Единой России» и на Сахалине – в Южно-Сахалинске и Холмске коммунисты набрали более 30 процентов. В Ейске Краснодарского края КПРФ получила каждый третий мандат депутата горсовета, приличные показатели у КПРФ и во многих городах Подмосковья.

На многих муниципальных выборах 7-процентный барьер смогли преодолеть все парламентские партии, включая также ЛДПР и «Справедливую Россию» – например, в том же Нарьян-Маре.

У всех этих побед есть общие черты, которые поддаются вычленению. Политологи сходятся на том, что во всех перечисленных случаях в качестве «паровоза» избирательных списков оппозиция выставляла на выборах не заезжих политических «звезд» (каковой, например, был депутат Госдумы Николай Харитонов на выборах Госсобрания Республики Марий Эл), а людей, реально имеющих авторитет (в хорошем смысле слова) в том или ином городе или поселке. Плюс к тому, местные партийцы в полной мере смогли воспользоваться равным доступом к СМИ, внятно изложив избирателю свои взгляды на проблемы своих регионов.

«Эти примеры показывают, что если в выборах участвуют правильные люди, если их программы и идеи затрагивают критически острые именно для местного сообщества вопросы, то это является гораздо более важным фактором, влияющим на мнение избирателей, чем доминирование на федеральном политическом поле «Единой России», – уверен директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. – Такие избирательные кампании носят совершенно иной характер, чем федеральные, там работают совершенно другие инструменты и технологии, там люди только за счет знания острых местных проблем могут получить существенный перевес над той же «Единой Россией», – считает политолог.

«Сколько бы ни говорили об исключительных возможностях «Единой России», если любая оппозиционная партия формулирует эффектное послание и нормально доносит его до избирателя, она может бросить вызов «Единой России» и даже выиграть», – подтверждает его коллега Дмитрий Орлов.

Из мнений политологов и информации о прошедших выборах несложно сделать простой, но не очевидный вывод: победы на выборах в том же маленьком городе Ржев менее значима, чем победа, скажем, на выборах в Госдуму. Но работать для достижения совокупности таких побед в этих ржевах партиям необходимо значительно больше.

Чего ждать в марте?

Ближайший Единый день голосования, подобный тому, что прошел 11 октября, предстоит в марте. Согласно последнему опросу фонда «Общественное мнение», в тех регионах, где в этот раз не проводились выборы, поддержка «Единой России» составляет больше 50 процентов, в пределах 10 процентов балансирует КПРФ, а вот у ЛДПР, «Справедливой России» и, тем более, «Яблока», «Правого дела» и «Патриотов России» есть реальная «возможность» не преодолеть барьеры на выборах в региональные парламенты. К марту ситуация радикально изменится едва ли. И сыграть на кризисе оппозиции вновь не удастся. Как заметил политолог Дмитрий Орешкин, если фактор кризиса не сработал в октябре, не сработает он и в марте.

Если учесть, что внутри политической системы количество степеней свободы от выборов к выборам в России постоянно увеличивается, можно предположить, что влияние пресловутого административного ресурса к марту еще больше уменьшится, а степень равенства доступа партий к региональным СМИ станет еще очевиднее. А это значит, что даже у нынешних аутсайдеров есть шанс к марту подтянуться и если не выбиться в лидеры, то показать приличный результат.

Выборы 11 октября показали, что самым главным фактором успеха региональных избирательных кампаний является дееспособность местных отделений партий. И те, кто по традиции вспоминал о них только накануне выборов и только как о вспомогательном механизме, теперь сильно об этом жалеют.

Совершенно очевидно, что на региональном уровне лидеры местных отделений партий должны стать не менее авторитетными (в том числе и в медийном смысле) фигурами, чем партийные вожди на федеральном уровне. И тогда, возможно, исчезнет противоречие, уже который год раздирающее региональных журналистов: с одной стороны, партии жалуются, что о них не пишут в газетах и не говорят по телевизору, а с другой, они, за очень редкими исключениями, не создают ни единого мало-мальски интересного повода о них написать или сказать. Не говоря уж о том, что практически ни одна из партий, включая «Единую Россию», до конца не использует всех возможностей различных интернет-ресурсов для донесения до потенциального избирателя своих посылов. Достаточно сказать, что даже на официальном партийном сайте «Справедливой России» последнее содержательное упоминание Республики Марий Эл, где 11 октября выбирали региональный парламент, датировано июнем. Не говоря уж о том, что, например, в Живом журнале поиск по словосочетанию «Тульская область (где также проходили выбора регионального парламента) – «Справедливая Россия» вообще не дает никакого результата.

А между тем, как подсчитало агентство «Интегрум», количество упоминаний партий в разного рода СМИ, включая интернет, напрямую коррелирует с результатами выборов. Например, в сентябре этого года во всех СМИ, включая центральные и региональные, название «Единая Россия» было упомянуто 2 555 раз, КПРФ – 1 537 раз, «Справедливая Россия» – 1 081 раз, ЛДПР – 824 раза, «Правое дело» – 443 раза, «Яблоко» – 379 раз, «Патриоты России» – 234 раза. Не нужно быть математиком, что порядки этих цифр соответствуют порядкам тех результатов, которых партии добились 11 октября.

И дело не только в лидерах. Положа руку на сердце, общероссийской партией в полном смысле этого слова сейчас можно назвать только «Единую Россию»: она в состоянии выдвинуть (не избрать, а просто выдвинуть) необходимое количество кандидатов на выборах любого уровня. Простые цифры, озвученные главой ЦИК Владимиром Чуровым: на всех вместе взятых выборах 11 октября (а их было 6 600) «Единая Россия» выдвинула в общей сложности более 40 000 кандидатов, КПРФ – 5 200 кандидатов, «Справедливая Россия» – 4 000, ЛДПР – 3 600. Кто-то подсчитал, что даже если бы победили все кандидаты от оппозиционных партий, то они заняли бы не более 25 процентов всех замещаемых в этот раз депутатских мандатов. То есть у оппозиции банальный недобор людей – и с этим надо что-то делать. Так же, как и с нехваткой идей – но это уже предмет для размышлений самими партиями. До марта времени немного, но оно есть.

Текст: Андрей Белов
vz.ru/politics/2009/10/30/343851.print.html

Источник: Астраханские новости